«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Часто педагогическую технологию определяют как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Технология развивающего обучения
5. Здоровьесберегающие технологии
6. Технология проблемного обучения
7. Игровые технологии
8. Модульная технология
9. Технология мастерских
10. Кейс – технология
11. Технология интегрированного обучения
12. Педагогика сотрудничества.
13. Технологии уровневой дифференциации
14. Групповые технологии.
и т.д.
Подробно остновимся на нескольких технологиях.
1). Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей планируют через реализацию следующих задач:
· использовать информационные – коммуникационные технологии в учебном процессе;
· сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
· формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
· направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
· дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога в коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Система применения ИКТ
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение в воспитательной работе, применение при руководстве научно – исследовательской деятельностью обучающихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
2) Технология критического мышления
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
· На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
· На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
· Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
- Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания
- Информационная (получение новой информации по теме)
- Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Рефлексия
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
- Информационная (приобретение нового знания)
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Основные методические приемы развития критического мышления:
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг -2
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да – нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём « Перекрёстная дискуссия»
9) Технология мастерских
Педагогическая мастерская – это одна из идей личностно-ориентированного образования.
В данной технологии ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.
В традиционной дидактике основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. Различие этих двух понятий таково: при объяснении – только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение – всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Главная идея нового подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно- ориентированного образования. Но, чтобы справиться с творческими задачами обучения, ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Сущность технологии творческой мастерской заключается в том, что в организованном особым способом процессе ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. Напомню, что при традиционной организации процесса обучения источником знания всегда является только учитель.
Принципы построения пед.мастерской заключается в том, что мастер-учитель создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения; включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении проблемы(темы); работая вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знания; мастер не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию он подаёт малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят. Официальное оценивание работы ученика исключается ( не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал), но социализация, представление работы всему классу даёт возможность самому ученику оценить её достоинства, изменить или исправить.
Одной из особенностей работы мастерской является то, что учитель как оратор, рассказчик, разъяснитель нужен ученикам лишь тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием. Однако открытия непременно ждут ученика в мастерской. Сверяя свои старые знания по какой-то проблеме с новыми знаниями, которые он «раздобыл» сам, ребёнок раскрывается, начинает верить в свои возможности. И это главное.
Технология мастерских – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Технология основывается на идеях свободного воспитания Ж..-Ж.. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, гуманистической психологии Л.С. Выготского, Ж.. Пиаже, К. Родерса.
В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Основные концептуальные положения: «Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание», «Ученик имеет право на ошибку», «Творческая деятельность – это безооценочная деятельность».
Мастер создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В этом процессе участвуют все, включая самого мастера.
В основе технологии мастерских лежит проблемный и диалогический методы.
Данная технология рассчитана, прежде всего, на детей продвинутого уровня (это технология углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского специального образования и др.).
Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний, дальнейшее закрепление и отработка знаний происходят в других формах работы.
Мастерская – это прежде всего психологический тренинг.
Миссия мастера – разбудить в ребенке творческое начало.
Особенности организации:
Технологическая линия занятий включает специальные мастерские, на которых дети сначала учатся: а) работать на первом этапе – этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в) понимать текст; г) выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать задачу, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение, обобщение; ж) ставить вопросы.
Основные элементы технологии – индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.
1. Индукция – этап панели и анализа личностно значимой для учеников проблемной ситуации (= индуктора). Индуктор создается с учетом всех видов модальности детей.
Мастерская начинается либо с панели, т.е. с актуализации знаний (= начальных условий) каждого по данному вопросу и продолжается анализом проблемной ситуации, либо с анализа проблемной ситуации и продолжается актуализацией.
Результатом анализа проблемной ситуации должно стать вычленение противоречия и проблемы, лежащей в основе этого противоречия.
На этом этапе учитель создаёт эмоциональный настрой и включает подсознание детей. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.(Сравните: при традиционном обучении проблемы либо нет, либо её формулирует учитель.) Задание должно быть приближено к потребностям учеников, опираться на имеющийся у них опыт. Предлагаемый для постановки проблемы материал ( слово или слова, предметы, рисунки, какие-то физические явления, внутренние психологические образы и т.п.) должен быть доступен для понимания ребёнка.
2. Самоконструкция – этап индивидуального создания гипотезы решения, текста, рисунка, проекта каждым учеником при работе с материалом, литературой.
! Гипотеза – обоснованное предположение/
Ученики анализируют материал, выдвигая различные, в том числе и фантастические, идеи, гипотезы. Отметим, что в работе мастерской не бывает неудачных, «плохих» идей. На этом этапе детям можно подсказывать какое-то приёмы творчества, например: что было, если бы…
Каждый работает самостоятельно. Мешать друг другу нельзя. При индивидуальной работе у каждого есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение, не испытывать влияние других.
Но иногда в мастерской работа сразу начинается в группе. Если материал предназначен для работы в малой группе, тогда сразу идёт коллективный поиск.
3. Социоконструкция – этап работы в парах и группах, образованных по любому принципу, не противоречащему желанию детей: экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.
На этом этапе учащиеся объединяются и обмениваются результатами этапа самоконструкции, обсуждая их в парах или сразу в малых группах, на которые делится большая группа.
После выдвижения и обсуждения индивидуальных гипотез группой выбирается более вероятная гипотеза решения проблемы, планируется и проводится эксперимент по проверке гипотезы, делаются выводы о верности или ложности гипотезы решения проблемы, разрешается проблема и вызванное ею противоречие, а, следовательно, и проблемная ситуация.
! Мастер помогает при решении проблемы разбить общую задачу на частичные (= промежуточные), а малые группы самостоятельно придумывают или выбирают способ их решения.
4. Социализация – этап выступления малых групп с результатами работы этапа социоконструкции и обсуждения этих результатов: составление и обмен вопросами по представленным результатам, ответы на вопросы и корректировка результатов, составление и обмен заданиями на применение результатов, выполнение заданий и знакомство с результатами их выполнения.
Очень важным является требование обучать ребят умению видеть в чужих работах положительное, оригинальные моменты.
5. Афиширование – этап вывешивания работ (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
Целесообразно ввести такой принцип общения как «нахождение успеха»: попытаться в любой работе найти интересные моменты и сообщить об этом автору работы. Отрицательные моменты не обсуждаются.
Необходимо соблюдать также принцип добровольности – если кто-то из учащихся сегодня не хочет представлять свою работу, то он имеет на это право.
6. Разрыв – этап понимания, озарения, инсайта: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания и литературным источником.
7. Рефлексия – обязательный этап, этап отражения чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. На этом этапе ученики также могут сообщить о том, чему они сегодня научились.
Позиция мастера – это прежде всего позиция консультанта, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. Мастер:
- создает атмосферу открытости, сотворчества в общении;
- включает эмоциональную сферу ребенка, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы;
- работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познания;
- не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив в ней потребность детей;
- исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ, через их обсуждение дает возможность появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.
Конечно, подготовка карточек, схем, таблиц – справочного материала, из которого ребята извлекут ответы, - огромный труд. Это может отпугнуть учителя, потому что требует определённой перестройки самого себя, но это же одновременно может подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, к сотворчеству с коллегами, единомышленниками.
В обобщённом виде принципы работы мастерской таковы:
1) равенство всех участников, включая педагогов;
2) ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;
3) отсутствие оценки (точнее отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная);
4) отсутствие соперничества, соревнования;
5) чередование индивидуальной и групповой работы;
6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;
7) разнообразие используемого материала;
8) ответственность каждого за свой выбор.
ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ – «ОПЫТ ДЕРЗНОВЕНИЯ». |
|||||||
|
Рефлексия Отражение чувств, ощущений после работы. |
|
|||||
|
Афиширование Вывешивание работ уч-ся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. |
|
|||||
|
|
||||||
|
Социализация Выступление учащихся с результатами работы. |
Разрыв Внутреннее осознание несоответствия старого знания новому. (может возникнуть на любом этапе урока)
|
|||||
|
|
||||||
Социоконструкция Групповая работа по решению проблемы |
|
||||||
|
|||||||
|
Самоконструкция- «деконструкция» и «реконструкция» материала Индивидуальная работа по созданию гипотезы решения, текста, рисунка, проекта. |
|
|||||
Индукция Анализ проблемной ситуации, актуализация начальных условий –панель. |
|